Астра
23 - 28.04.2010 - 07:30
|
Про КРИЗИС 3-Х ЛЕТ (цитата), может кто еще не в курсе))) "Кризис 3 лет Кризис 3 лет обычно проходит достаточно остро и бурно. И редко можно встретить родителей, чьи дети прошли через кризис легко и ненавязчиво. Этот кризис не прост для всех сторон - и для родителей, и для самого малыша. Основной причиной кризиса 3 лет является начавшаяся борьба ребенка за самостоятельность и независимость от родителей при полной еще пока зависимости от них. У ребенка активно формируется самосознание и позиция "Я сам". "Я сам" противопоставляется всему остальному "окружающему миру". Ребенок начинает активно протестовать против уже устоявшихся в семье социальных взаимоотношений. Кризис трех лет обычно сопровождается так называемым «семизвездием» признаков. 4 основных: негативизм - не делает потому, что взрослый попросил. Знаменитое "нет", "не буду". Классика жанра - "Не в лесу, не родилась, не елочка" упрямство - добивается желаемого не потому, что хочется, а потому, что он так сказал. строптивость - пытается разрушить прежний образ жизни, протестует против норм поведения, принятых в семье своеволие - пытается все делать сам и по собственному усмотрению. Еще три признака имеют второстепенное значение – протест – бунт - ребенок начинает вести себя так, будто находится в состоянии войны с окружающими обесценивание - тенденция принижать ценность всего того, что раньше любилось - от игрушек до родителей. деспотизм - обычно в семье с одним ребенком, а в семье, где есть еще дети – может появиться еще и ревность Во время кризиса многие дети становятся очень агрессивными - дерутся, кусаются, кричат, топают ногами, в ярости бросаются на обидчика. Агрессия в данном случае вполне объяснима, хотя, конечно, не приятна окружающим. Задача ребенка выделить себя, осознать собственную самость. А для этого нужно разрушить имеющееся семейное отношение к нему как к малышу и несмышленышу. Агрессия это один из наиболее легких путей добиться этого. И если неожиданная агрессивность это про вашего малыша, то ваша первоочередная задача помочь ему справиться с ней. Не подавить ее, а перенаправить ее в такое русло, где могла бы с успехом компенсироваться. Мудрость родителей по отношению к агрессивным вспышкам и эмоциям будет залогом того, что ребенок научится регулировать свои отрицательные и агрессивные тенденции. Надо заметить, что по настоящему остро кризис протекает в том случае, когда взрослые либо не замечают, либо не хотят замечать в ребенке тенденции к самостоятельности. И когда они стремятся всеми силами сохранить прежний, устраивающий их тип взаимоотношений в семье и с ребеноком. А значит сдерживают его самостоятельность и активность. Когда взрослые, на изменения происходящие в ребенке реагируют адекватно, готовы менять свой стиль общения на партнерский, готовы видеть в ребенке рождающуюся ЛИЧНОСТЬ, готовы отказаться от авторитарности и сверхопеки, конфликтов между ними и ребенком станет значительно меньше, а трудности поведения достаточно быстро сойдут на нет. Еще одна большая проблема этого возраста - истерики. И тут есть одно золотое правило поведения. Ничего не предпринимать, не решать, не давать до тех пор пока малыш полностью не успокоится. И все силы направить на то, чтобы успокоить... Решать будете после того, как малыш успокоится. Проблема негативизма - ребенок на все отвечает "НЕТ". И рассуждать про «надо», скорее всего, совершенно бессмысленно. С негативизмом иногда можно справляться, например, предлагая выбор из двух возможных вариантов в рамках необходимого дела – например, во время обеда – из какой тарелки есть, а во время рисования – рисовать карандашами или мелками. Иногда справляются с ним при помощи метода "зазеркалья" - "ни в коем случае не ешь этот суп". Хотя в целом это способ плохой - он не помогает ребенку обрести главное, что малыш должен вынести из кризиса - "я хочу и могу", а лишь помогает родителям в борьбе "кто кого". Мне больше нравится способ, когда ребенка сначала переключают разговорами на то, что |